Наверное, создатели фильма слишком обрадовались успеху и решили, что любой сюжет под названием "Паранормальное явление" будет нереально крут и выделится из ряда прочих фильмов ужасов. Однако же фишкой фильма было отсутствие воплощенного страха как такового и то, что в центре сюжета не главгерои, которые доблестно победят страшное чудовище, а само "паранормальное явление" и связанное с ним ощущение безысходности: как бы не изощрялись герои, им не удастся не только победить злую сущность, но даже просто сбежать от него, предоставив "чудовищу" вершить свои черные дела подальше от них. Очень быстро зритель начинал понимать, что сюжет движут не герои, а демон, причем исключительно по своему усмотрению. Да и "демоном" создание названо также с подачи героев, поскольку сущность явно не добра. Узнать, кто же именно их изводит своими выходками так и не представляется возможным: тварь не показывается и не называет своего имени (возможно, имя знает тот, кто призвал в мир людей эту сущность, поскольку, вроде как, сообщение имени - согласие демона на сделку; да только кто знает и знает ли тоже неизвестно, что, впрочем, все равно, ибо имя существа вряд ли кому-то поможет). В общем, наиболее подходящее название для существа и означено в наименовании фильма. В общем, "паранормальное явление" правит бал, чем и привлекает фильм.
Если в четвертом фильме существо неожиданно одолела лень и стремление к относительно спокойному ожиданию по праву ему принадлежащего, отчего его роль стала заметно более пассивной, а выходки по отношению к героям не столько агрессивными, сколько напоминающими попытки потешить самого себя хоть чем-то в процессе ожидания, то в пятом фильме "паранормальное явление" неожиданно отошло от дел, предоставив представлять его интересы кучке теток-сектанток. Ритуалы, амулеты, знак даров смерти, знаки на стенах - все это мило, но больше годится для веселеньких фильмов вроде "Охотников на ведьм". Не хватает только накачанного парня в эффектном костюмчике и напарницы ему под стать. Впрочем, нехватку означенного персонажа восполнили крутые парни со стволом. Чужие темные комнаты и темные подвалы, в которых периодически кто-нибудь обнаруживается, - замечательный атрибут детских страшилок. То, что враждебная сущность в собственном доме - намного страшнее, чем подвал соседки-сектантки, очевидно, с годами подзабылось. То, что ни откуда не выехал гроб на колесиках или не вышла старушка, продающая пирожки с человеческим мясом, как-то даже удивило: в созданной обстановке они были бы более уместны. Пространство в фильме расширилось: если раньше герои почти не покидали пределы дома, а зритель не покидал вовсе и видел происходящее только пока люди и/или демон находились перед камерой, то теперь герои за каким-то чертом таскают видеокамеру с собой, независимо от того, пошли они искать приключений в соседний дом, занимаются спасением друга или просто вышли прогуляться; что выглядит, мягко говоря, странно. Зачем снимать абсолютно все? Причем камера не выпускается из рук и продолжает относительно сносно снимать происходящее даже когда герой в панике мечется по незнакомому темному дому, ища спасение от твари, только что убившей его друзей. Расширение пространства фильму не на пользу: изначально гнетущее впечатление оказывало искажение в восприятии пространств дом/улица. По идее, дом должен восприниматься как убежище, где можно укрыться от внешних угроз: издревле жилище для человека - наиболее защищенное место. Дом-двор-внешний мир. Уровень безопасности снижается от первого, к последнему. А на деле получается наоборот: за пределами дома герои находят краткий отдых от своего преследователя, сторонние посетители, покидая дом, нередко оказываются милостиво оставлены в живых. С одной стороны, да, расширение пространства увеличивает и сферу влияния демона, который теперь не ограничивается одним домом и даже одним городом. С другой стороны, по предыдущим фильмам мы помним, что существо и без того могло отлучаться из дома жертвы и заниматься своими делами где-то на стороне, а выход действия за пределы дома главгероев почти полностью стирает ощущение невозможности спастись от существа даже для тех, кто, вроде бы, не имеет к нему отношения: изначально с демоном была связана только семья, где выросли Кэти и Кристи, но страдали от рук существа и члены их новых семей. В пятом фильме совершенно очевидно, что герои, не интересующие демона, могли бы остаться в живых, не пойди они за избранной жертвой. Более того, в доме главгероя из всех членов его семьи демон не тронул никого, кроме бабушки, которая своим обрядом "очищения" вызвала предсказуемую уже для зрителя агрессию существа. Впрочем, главгерой из числа людей уже никакой не главгерой - он марионетка, жертва демона, а сюжет лишь некоторое время развивается вокруг его злоключений: остальное время друзья жертвы пытаются ее спасти. Причем сталкиваются они в своих попытках не столько с самим демоном, сколько с его последователями/марионетками.
Из возможных "эффектов присутствия" порадовало только проявление возможностей существа в неожиданно проявившихся необычных способностях ее жертвы: от безобидных на первый взгляд фокусов, вроде невозможности упасть спиной вперед или надувания на одном выдохе резиновой кровати, на которой лежит взрослый парень, до умения с такой силой ударить обидчика, чтобы тот отправился в свободный полет на существенное расстояние. Мелочи в веселеньких эпизодах, развлекших зал, впечатляют больше, чем забег по темным комнатам с сатанинской атрибутикой: зрителю давно уже известна и сила существа, способного непринужденным движением сломать жертве позвоночник, и цена его заступничества и кажущегося миролюбия. "Сеанс спиритизма" тоже неплох: существо и раньше довольно охотно шло на контакт, используя как непосредственное общение, так с подручные предметы; теперь посредником между жертвой и демоном становится пищащая игрушка, с цветовыми сигналами для разных вариантов ответа. В общем-то сеанс общения не особо результативен, что вполне в традициях фильма: демон охотно и вполне откровенно отвечает на вопросы, вот только у героев не хватает изобретательности/решимости/внимания, чтобы выяснить немаловажные для них вещи. Порадовали два момента: разговорчивость существа (до этого со взрослыми диалоги были довольно краткими) и его молчание в ответ на вопрос "ты хороший?" - действительно, что мог ответить демон, для которого вообще нет разделения на категории "хороший/плохой"? При этом немало действительно эффектных возможностей дать почувствовать присутствие сущности было потеряно, а нахождение демона в теле героя впечатление снизило: слишком оно демонстрируется, из-за чего ощущение страшного в привычном очень сильно смазывается. Намного интереснее можно было бы повернуть сюжет, сосредоточив внимание на попытках обреченной достаться демону жертвы спасти себя, сыграть на так впечатлявшем в предыдущих фильмах ощущении безысходности. Это, пожалуй, скрасило бы впечатление от избытка темных-темных комнат и страшных-страшных штуковин и сделало бы эту атрибутику действительно не важной перед лицом неведомого и неотвратимого ужаса. А так... милая страшилка с классическим декором, за сюжетом которой зритель следит вместе с бездействующим "паранормальным явлением", не нуждавшемся до этого в пугающих декорациях и умевшем напугать тем, что на первый взгляд нисколько не пугает. Поневоле хочется обернуться: не хрустит ли невидимый потусторонний сосед попкорном, наблюдая весь этот цирк?